Эссе режиссера Юлии Киселевой для портала Гильдии неигрового кино и ТВ

RGDoc.ru продолжает рубрику «Авторская колонка», в которой публикуются размышления, впечатления членов Гильдии (и не только) на разные темы. О том, что волнует живого человека в этой индустрии (режиссера, продюсера, оператора), о том, какие смыслы ему открываются, благодаря профессии… И о том, что он хочет выразить, поведать миру, делая такое кино.

В сегодняшнем выпуске — член Гильдии, режиссер Юлия Киселёва, рассказывает о краудфандинге, о том, что «шапка по кругу» — это не всегда деньги, о простом человеческом участии, которое мотивирует и поддерживает в минуты отчаянья сильнее всего, о научно-популярном кино и, конечно, о человеческом мозге, который, благодаря самому же человеку, порой скукоживается до сарая-развалюхи, а иногда ему мало и целой вселенной.

Юлия Киселёва: Неравнодушие людей к документальному кино очень поддерживает

Творческая группа кинокартины «Мозг. Эволюция» продлила краудфандинг на съемки фильма до 27 сентября.

Это уже четвертая моя краудфандинговая кампания. Две проводились на фильм «Мозг. Вторая Вселенная» (2017 г.) и одна на завершение «Детства на берегу реки» (2014 г.)

Все были успешными, мы собирали даже чуть больше заявленной суммы. В этот раз за 100 дней мы не собрали даже половины, но нам разрешили продлить сбор.

Летом краудфандинг почти не двигается: активность в соцсетях падает. По моему опыту, лучше всего он идет осенью и в феврале-марте. Вообще краудфандинг непредсказуем, и опыт не всегда помогает. Например, на третий день нынешней кампании я обнаружила в статистике слишком мало переходов на страницу проекта (даже меньше, чем репостов в тот день в соцсетях!).

В прошлую кампанию на страницу проекта заходило по 50-70 человек в день, а в этот раз – 6-8. Это связано скорее всего с политикой соцсетей, которые скрывают ссылки на сторонние ресурсы. То есть репосты перестали работать так, как раньше. В этот раз нас поддерживает больше людей, чем в прошлый. Видимо, сказывается узнаваемость проекта («Мозг. Эволюция» — сиквел выпущенного в прошлом году фильма «Мозг. Вторая Вселенная»).

При этом сумма сборов значительно меньше: два-три года назад было больше спонсоров, поддерживающих проекты крупными суммами, экономика, конечно, сказывается на всем. Самое интересное – многие люди до сих пор не понимают, зачем нужны деньги на съемки кино.

Я однажды даже написала большой пост, где подробно рассказала, куда уходит бюджет. Когда смотришь каталоги европейских питчингов, видишь, что средняя запрашиваемая на производство документального кино сумма – 200 тысяч евро. Это нормальный бюджет. А у нас каждые 30 тысяч рублей играют огромную роль, это и странно, и грустно.

Получается, что не бюджет зависит от замысла, а замысел мы пытаемся приспособить к бюджету. У нас уже идут съемки фильма, медленно, 1-2 раза в месяц. Выручают коллеги — приезжают работать бесплатно или за небольшие деньги, находят технику.

Мне кажется, у нас весь авторский док так живет. Потому что даже если повезет и получаешь субсидию Министерства культуры – ее не хватает на приличное производство. И здесь краудфандинг очень выручает.

Кстати, выручает не только деньгами. Для фильма «Мозг. Вторая Вселенная» ребята с петербургской студии «Восемь с половиной» сделали бесплатно отличную графику. Они следили за проектом, и когда я написала в расстроенных чувствах, что, похоже, графики в фильме не будет, предложили помочь. А это окрыляет, потому что понимаешь, что ты не один такой странный – делаешь непонятно что и непонятно зачем – ведь результат реально оценить можно только после первых нескольких показов. Неравнодушие людей очень поддерживает. Каждый репост, каждое слово поддерживает.

Меня уже перестало расстраивать отсутствие приличного финансирования документальных картин, потому что это просто данность, с которой надо работать. Где-то что-то изобретать, где-то идти на компромиссы, правильно расставить акценты. На прошлом проекте у нас не было даже звукооператора на съемках, но в конечном итоге фильм вышел, собрал уже 840 тыс. руб. в прокате (это замечательно для дока, не имеющего рекламного бюджета), получил много позитивных откликов.

В новом проекте «Мозг. Эволюция» мы продолжаем тему исследований мозга. Снимаем в научных лабораториях, разговариваем с учеными. Я когда-то для себя сформулировала, что одна из задач документального кино – приближение зрителя к реальности. Научная картина мира вполне этому способствует.

Когда мы знаем и понимаем немного больше себя и других, нам чуть легче жить в этом мире. За этим и нужно идти на такое кино – узнать о себе чуть больше.

Поддержать наш проект можно здесь.

Фото: кадры фильма «Мозг. Эволюция»
Ссылка на публикацию: http://rgdoc.ru/news/yuliya-kiselyeva-o-kaprizakh-kraudfandinga-i-neravnodushii-lyudey-k-dokumentalnomu-kino/