Съемочная группа докуметального кинофильма «Мозг. Вторая Вселенная» поговорила с завкафедрой общей психологии СПбГУ, профессором Виктором Михайловичем Аллахвердовым о том, можем ли мы сознательно влиять на физиологические процессы, почему нам свойственно повторять ошибки, есть ли сознание у животных, и какое предназначение у человека.
Конечно, разговор не сможет войти в фильм целиком. Поэтому мы решили опубликовать фрагменты интервью.
Часть I
КТО КЕМ УПРАВЛЯЕТ — Я МОЗГОМ ИЛИ МОЗГ МНОЮ?
В. А.: Когда вы говорите «Я» , что вы имеете в виду? Когда мы говорим о мозге, мы понимаем, о чем говорим. Плохо понимаем: никто не знает, как мозг работает, но все-таки можно показать – вот это мозг. Когда вы говорите «Я», то мы не понимаем, о чем мы говорим. Есть какие-то мозговые процессы. Мы их можем более менее изучать. Есть сознание. Оно связано с субъективным переживанием. Мы все знаем, что мы обладаем способностью субъективного переживания. И генеральная проблема, которая не решена никем, и нет ни одной идеи, как ее решить: как мозг порождает субъективные переживания?
То, что мозг влияет на сознание, — это понятно: достаточно выпить стакан водки, и вы понимаете, что сознание изменилось. Но обратное тоже известно. Любой спортсмен вам скажет о роли психологического настроя. Любой врач скажет о том, что если человек верит, что он излечится, то он излечится.
Мальчишки на пляже балуются, зажигают спичку, приставляют к спине – и появляется волдырь. Если приставить горящую спичку к спине. Но волдырь появится, если приставить спичку тыльной стороной, то есть негорящей! Почему? Волдырь! Почему мы гипнотическим воздействием можем снять бородавки?
Есть масса экспериментальных данных о влиянии сознания на физиологические процессы. Скажем, можно человеку внушить в состоянии гипноза возраст новорожденного. Этим занимался в России Вадим Леонидовчи Райков, к сожалению, его уже нет на свете. Новорожденного не может сыграть ни один актер, он не знает, что играть. У такого взрослого человека, думающего, что он новорожденный, регистрируются физиологические характеристики, свойственные новорожденному, которые невозможно имитировать. Ну например, плавающее несинхронное движение зрачков глаз. Попробуйте сымитировать, да?
Вот вам описание исследования Пьера Жане. Это самый конец 19 века. У него пациентка, страдающая слепотой на левый глаз. При этом в состоянии гипноза она этим глазом видит, а без гипнотического воздействия не видит. Тогда Жане взрослую женщину, которая с детства лечится у всех врачей, в состоянии гипноза погружает в детский возраст и пытается заметить, в каком возрасте у нее глаз видит, а в каком – нет. Выясняется, что до шести лет она видит, а после шести — не видит. Тогда он просит ее подробно сканировать, что с ней происходило в этом возрасте. Выясняется, что в гости к ее родиетелям приехали знакомые с ребенком, покрытым сыпью. И на ночь этого покрытого сыпью ребенка стали укладывать вместе с этой девочкой. Она очень не хотела: сыпь, неприятно, протестовала. Но видимо, у родителей не было другого выхода, их уложили вместе. Когда она встала, у нее была парализована левая сторона, которая соприкасалась с этим ребенком. Это быстро прошло, а через пару недель ослеп глаз. Выяснив эти обстоятельства, Жане внушает в гипнозе этой женщине, что приехавший в гости ребенок – это замечательный, чудный ребенок, да и сыпь не очень сильная. И когда он ее будит, она видит левым глазом. Таких примеров не счесть.
О НАЛИЧИИ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХ
В. А.: Я беседую со специалистами в области психологии животных и спрашиваю их: «У животных есть сознание?» Мне говорят: «Ну понимаете… Вот вороне дают задачу на построение понятий…». Довольно сложная, надо сразу две переменных замечать. Когда я увидел бланки, которые ворона решала, мне надо было сильно сосредоточиться, чтобы решить. Ворона научается решать эти задачи. И если правильно, то ее подкармливают. В какой-то момент экспериментатор ошибается и не подкармливает ее правильное решение. Тогда ворона рвет все эти листочки и гордо уходит. И меня спрашивают: «Это сознание или нет?»
«СОЗНАНИЕ – ГЕНЕРАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР МОЗГА»
В. А.: Мозг – огромная сложная система. Там происходит море всяких процессов одновременно, и одна часть этих процессов ничего не знает о другой части этих процессов. Но ведь эта вся система должна как-то управляться. Вот представьте себе генерального менеджера мозга, который отвечает за все, что там протекает. Вот эту функцию, на мой взгляд, выполняет сознание.
Генеральный менеджер, вообще говоря, не знает, что происходит в низжележащих отделах. Ему докладывают только часть информации. Он с частью этой информации работает, ему советники подготавливают решения: есть такие варианты, такие, такие… Он на это все смотрит и санкционирует – будем делать так! Вот работа генерального менеджера, да? Спрашивается — он свободен в своих решениях или нет?
Без санкции сознания практически ничего из существенного происходить не может. Ну какие-то мелочи, автоматизмы какие-то осуществляются. Но понимаете, для того чтобы автоматизмы осуществлялись, все равно сознание должно санкционировать этот процесс: а вот здесь пойдет автоматически.