Интервью с режиссером фильма

studen2Студенческая газета «Студень» (Екатеринбург) взяла интервью у режиссера фильма «Мозг. Вторая Вселенная» Юлии Киселевой. Публикуем его на нашем сайте.

Анастасия Антоненкова

Как часто мы ходим в кино на комедии и мультфильмы или едем на природу, встречаемся с друзьями, путешествуем, чтобы «отключить» мозг и расслабиться? Многие делают это регулярно. Переключаясь на что-то легкое и приятное мы ощущаем своеобразную «перезагрузку» в голове. Однако мало кто задумывается о том, что же первично в этих ощущениях — осознанное желание человека или, как ни странно, желание мозга. Попыткой ответить на этот и еще множество вопросов, связанных с человеческим мозгом, станет документальный фильм Юлии Киселевой «Мозг. Вторая Вселенная».

Юлия родом из Екатеринбурга, окончила факультет журналистики УрФУ, затем ВГИК и сейчас живет в Москве. Картину тоже снимает в Москве. По словам автора, фильм будет «многослойным», на стыке документального и научно-популярного жанров. В фильме ведущие ученые – нейробиологи и нейрофизиологи — расскажут о последних открытиях в области нейрофизиологи и необычных гипотезах. Одна из них — предположение о том, что мозг принимает решение за несколько секунд до того, как мы это решение осознаем. И тут встает вопрос: так кто же это решение принимает – я или мозг? Вполне вероятно, что выйдя на экран, картина станет настоящей перезагрузкой наших представлений о мозге. О том, как проходят съемки, какие эксперименты будут проведены специально для фильма и на какую аудиторию он рассчитан, в интервью «Студню» рассказала режиссер картины Юлия Киселева.

  • Юля, название картины интригует: почему мозг — вторая Вселенная? И почему тема «мозга» привлекла твое внимание? Был ли какой-то конкретный повод?
  • Повода как такового не было. Я, честно говоря, вообще не помню… Года 2-3 назад в один из приездов в Екатеринбург зашла в любимый книжный, увидела книгу «Как работает мозг» и купила ее — уже с мыслью, что хочу снять научно-популярное кино на эту тему. Откуда эта мысль была, не знаю… Но тема очень непростая и глубокая. А что касается названия, то меня очень впечатлили слова профессора, доктора биологических и филологичесих наук Татьяны Владимировны Черниговской. Задумайтесь: «Я не могу сравнить мозг ни с чем, кроме как со вселенной. И это не художественный образ, я говорю научную вещь. Потому что количество связей, образуемых в мозгу, – а это и есть мышление – превышает количество элементарных частиц во вселенной!».b&w-003
  • Для кого это кино?
  • Кино — для всех! На самом деле мы рассчитываем на широкую аудиторию 12+ То есть это не будет артхаус. Будет интересно всем людям, которые интересуются процессами, которые происходят в человеческом теле и психике. Кроме того, у нас не чистый науч-поп, а все же документальное кино, где есть герои со своими историями.
  • Какова главная мысль, идея фильма?
  • Я надеюсь на многоуровневое восприятие — кто-то воспримет картину как научно-популярную и узнает что-то новое, кто-то считает и философский пласт. Мы затрагиваем много тем – и тему пределов человеческих возможностей, и тему космоса, и тему бессмертия, и даже творчества. Например, один из героев нашего фильма не только нейробиолог, но и отличный писатель.
  • Какая форма повествования будет преобладать в картине? Насколько мне известно, научная тема в документалистике затронута тобой впервые.
  • У нас кино на стыке жанров — научно-популярного, документального и с анимацией — не компьютерной графикой, а именно авторской анимацией. Мы нашли (кстати, в Екатеринбурге) художника-мультипликатора, который сделает для фильма анимацию, потому что многие сложные и невидимые процессы придется объяснять зрителям придуманными визуальными образами: у нас мозг будет, например, в качестве одного из героев – мультяшный персонаж. С научной темой работаю вервые, поэтому было очень страшно вначале. Первые четыре месяца я даже съемки не назначала, потому что все это время изучала тему — читала книги и статьи в интернете и пересмотрела большое количество фильмов и передач на тему исследований мозга. Я же не могу прийти к героям на интервью совсем неподготовленной. А в остальном — пока ничем не отличается от съемок любого другого документального фильма, разве что нужно запастись терпением, потому что для проведения некоторых экспериментов требуется не один месяц подготовки.
  • b&w-backstage10
  • Что это за эксперименты?
  • Специально для фильма мы собираемся повторить эксперимент, впервые проведенный учеными Калифорнийского университета: создание жуков-киборгов. С помощью встроенных электродов (которые жуками не ощущаются и не мешают жить) можно управлять их поведением. Вот на этот эксперимент уйдет много времени, хотя бы потому, что жуков нужно долго выращивать.
  • Тема мозга тесно связана с медициной. Вы этот аспект в фильме затрагиваете?
  • Один из героев фильма — аспирант биофака МГУ Даниил Кирьянов разрабатывает тренажер тонкой моторики для постинсультных пациентов. Сейчас тренажер проходит испытания. Он представляет собой экзоскелетную конструкцию на основе интерфейса «мозг — компьютер». То есть управляется она сигналами мозга через компьютер. Грубо говоря, силой мысли. Экзоскелет сгибает пальцы парализованной руки пациента, и есть предположение, что мозг будет улавливать взаимосвязь между желанием подвигать пальцем и его реальным движением. Обучаться заново. В начале ноября тренажер был представлен на форуме “Открытые инновации” и вызвал, кстати, большой интерес и взрослых и детей — многие хотели опробовать его на себе: одеть шапочку с электродами и попытаться мысленно управлять конструкцией. У всех получилось.
  • Правильно ли я понимаю, что одна из целей фильма — показать, что современные ученые стоят на пороге революционных открытий и знаний о мозге?
  • Ученые постоянно совершают какие-то открытия. Другое дело — насколько то или иное открытие оказывает воздействие на нашу жизнь, и насколько мы о них знаем. Наша цель — популяризация науки в том числе.
  • С какими сложностями и открытиями пришлось столкнуться в процессе сьемок?
  • Нас, например, не пустили снимать в Курчатовский институт, без объяснения причин. Потому что это закрытый объект. А в основном, все решаемо, обычный рабочий процесс. Главная на сегодняшний день и, увы, для многих в киноиндустрии актуальная, проблема финансирования. Сейчас мы в поисках спонсоров и партнеров. И снимаем пока на свои средства. Также на минувшей неделе мы запустили сбор средств на базе краудфандингового портала Planeta.ru — до марта 2016 года необходимо собрать 450 тысяч рублей. За материальную поддержку нашего проекта мы предусмотрели различные призы и бонусы для всех акционеров. Надеемся, что нам удастся найти общий язык с людьми, пробудить в них интерес к фильму и, конечно, помочь им ответить на вопросы, связанные с работой нашего мозга.